Индустриального и традиционного общества – : , , () —

Типы общества. Основные черты традиционного, индустриального и постиндустриального (информационного) общества

Общество в широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию.

(Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

В социальной стратификации устанавливаются определённая социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и формируется иерархия из социальных слоев. Таким образом, фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путём установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоёв может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нём по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.)

Типы общества

В современном обществознании существуют несколько типологий обществ.

Тип общества — это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретных народов. Типология позволяет проследить, как изменилось общество, какие этапы оно проходило. Типология общества определяется на основе определенных признаков или критериев.

В соответствии с признаком наличия или отсутствия письменности выделяют общества дописьменные и письменные.

По критерию развитости социальной структуры и степени дифференциации общества выделяют простые общества, в которых нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых, где общество однородно, и сложные, в которых есть расслоение по имущественному положению, отношению к власти и т.д.

По степени социальной мобильности выделяют открытые общества, где социальные группы не являются замкнутыми и существует высокая социальная мобильность населения, и закрытые, где данные признаки отсутствуют.

По социально-экономическим критериям выделяют два подхода к типологии обществ: формационный и цивилизационный.

Формационный подход появился в XIX в., его авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основой формационного подхода является понятие «общественно-экономическая формация».

Общественно-экономическая формация — это стадия в развитии общества с присущим ей способом производства материальных благ. Выделяют пять общественно-экономических формаций:

  1.  первобытная;
  2.  рабовладельческая;
  3.  феодальная;
  4.  капиталистическая;
  5.  коммунистическая (1-я стадия — социализм).

Переход от стадии к стадии осуществляется через социальную революцию. Несомненными плюсами данного подхода является то, что история человечества предстает как объективный, закономерный, поступательный процесс, ясно прослеживаются движущие силы и основные этапы этого процесса. Но, в то же время, формационному подходу присущ и целый ряд недостатков. Прежде всего, решающая роль в историческом процессе отводится экономическим факторам, что принижает духовные аспекты исторического развития. Кроме того, формационный подход носит однолинейный характер, так как далеко не все страны прошли все пять формаций (в том числе ряд восточных стран и Россия). Также формационному подходу присущ определенный социальный утопизм — идея о неизбежности эры коммунизма так и осталась нереализованной.

Основателями цивилизационного подхода являются ученые XIX — XX вв. Н. Данилевский, А. Тойнби и О. Шпенглер. В их представлении, цивилизация — это закрытый мир отдельной культуры, существующий определенный исторический период, около. 1200 лет (древнеегипетская цивилизация, китайская цивилизация, романо-германская цивилизация, российская цивилизация и т.д.).

В современном обществознании доминирует следующая трактовка: цивилизация — это ступень в развитии общества с присущим ей уровнем материальной и духовной культуры. Американский социолог Д. Белл выделил три типа цивилизаций:

  1. Доиндустриальная цивилизация (традиционное, аграрное общество) — существовало до XIX в.В экономической сфере данное общество характеризуется:
    • значительной зависимостью от природно-климатических факторов;
    • господством традиционного типа экономических процессах, основанных на земледелии и скотоводстве;
    • зависимостью распределения материальных благ от положения личности в социальной иерархии.
    В политической сфере для данного общества характерно преобладание деспотической, авторитарной власти, передающейся по наследству. Власть принадлежит одному (абсолютная монархия) или немногим (аристократическая республика).В социальной сфере данную цивилизацию характеризуют коллективизм, замкнутость социальных групп, малая динамика, полная зависимость личности от прихоти правителя.В духовной сфере для доиндустриальной цивилизации характерно господство традиционной культуры:
    • фиксация устоявшегося социального и политического порядка через мифы, предания, религию;
    • преобладание устной информация над письменной;
    • подавляющая неграмотность населения (социальных «низов»).
    •  
  2. Индустриальная цивилизация (индустриальное, промышленное общество) возникла около 200 лет назад, в XIX в., — в период промышленной революции.В сфере экономики здесь характерно независимость от природы, преобладание индустриального производства, мощные промышленные технологии, господство частной собственности и рыночных отношений.В политической сфере формируются демократия, законность, гражданское общество и правовое государство. Власть не рассматривается личностью как данность, от руководителя требуются доказательства, обоснования лидерства. Ставится проблема легитимности власти и управления.В социальной сфере индустриальное общество демонстрирует большую подвижность, открытость социальных структур, их упрощение. Положение личности зависит не от близости к лидеру, а от собственных заслуг.В духовной сфере данное общество воспроизводит модернизированный (современный) тип сознания. Человек осознает себя как личность и способен противостоять коллективу, высказывать инакомыслие. Личность, закон, свобода, равенство, справедливость становятся идеалами человека новой эпохи. Достигается всеобщая грамотность населения. Человек индустриального общества все больше осознает единство мира, признает идею прогресса.
     
  3. Постиндустриальная цивилизация (информационное общество) — переход к данному типу цивилизации начался с 1980- — хх гг. Считается, что этот процесс затронул только наиболее развитые индустриальные страны (США и Япония).

В экономике данного общества происходит тотальное распространение информационных технологий, телекоммуникаций, вычислительной техники; создание и функционирование разветвленной сети различных банков данных; превращение информации в один из важнейших факторов экономического развития. Происходит повышение роли индивидуального интеллектуального труда.Для политической сферы информационного общества характерны свободное движение информации в обществе и возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса».В социальной сфере достигнутая информационная целостность служит определенной основой социальной целостности. Для данной цивилизации характерны быстрое внедрение инноваций и значительная скорость происходящих в обществе изменений.В духовной сфере процессы информатизации требуют нового уровня понимания бытия, мироустройства, роли разума, этики, эстетики. Большое значение придается творческой деятельности человека, развертывается диалог различных идей и учений.Все существующие типологии обществ позволяют ученым понять этапы исторического развития общества, исследовать проблемы его настоящего и заглянуть в будущее. Изучением будущего общества занимается специальная наука — футурология.

11.02.2016, 43350 просмотров.

myfilology.ru

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества


ТОП 10:

Традиционное Индустриальное Постиндустриальное (информационное)
Первое по времени, возникает вместе с возникновением об­щества вообще. В основе – сельское хозяйство(аграрное) Второе по времени. XIX-XX вв. н.э. В основе – промышленность, машинное производство(индустриальное) В настоящее время начинает развиваться в США, Японии и ряде стран Западной Европы. Основа – сфера услуг.
Отсутствие государства или существование отдельных госу­дарств, господство традиций и патриархальный уклад жизни. Закрытое общество.Власть монарха, церкви. Существование государст­ва, сосуществование от­дельных государств. Рыночная экономика, свобода личности. Социальная мобильность. Глобализация, существование как национальных государств, так и надгосударственных ор­ганов власти.  
Человек зависит от сил природы Человек интенсивно овладеваетсилами природы Человек властвует над силами приводы. Глобальные проблемы.
Влияние на природу: примитивное, легко восполняе­мое природой. Производство ма­лоотходное или безотходное: ско­товодство или земледелие. Про­мышленная обработка минималь на или вообще отсутствует. Религиозные запреты на загрязнение.   Влияние на природу: ос­воение и активное преоб­разование природы, кото­рая не в состоянии спра­виться с антропогенным влиянием. Развитие про­мышленности. Появление искусственных материалов и глобальных проблем.   Минимизация за­грязнения окружающей среды, безотходное производство.  
Цель общества: поддержать су­ществование человека как вида.   Цель общества: производ­ство товаров массового потребления.   Цель общества: добыча, обработка и хранение инфор­мации,  
Экстенсивное развитие, рас­пространение человечества и сбор природных богатств с большей территории.   Развитие понимается как ин­тенсификация использова­ния природных богатств и бесконтрольное развитие техники.   Развитие понимается как раз­витие техники на основе науч­ных достижений и углубление понимания законов природы.  
Основные отношения — между человеком и природой   Основные отношения — между человеком и природой   Основные отношения людьми между собой.    

Типы человеческого общества (по Тоффлеру)

Тип общества ТРАДИЦИОННОЕ———- модернизация ———СОВРЕМЕННОЕ
Чем определяется организация жизни Религия/ традиция: авторитарная власть, преобла­дание традиции над инновацией Этические нормы: либерально-демократическая власть, преобладание инновации над традицией
Развитие циклическое поступательное
Характер общества общество коллективистиче­ское; личностное начало ми­нимизировано ярко выраженный индивидуализм, не «мы», а много «я». Толерантность к мнению меньшинства
Тип преобладаю­щей личности коллективное начало преоб­ладает над индивидуальным преобладают индивидуальности с активным, деятельным складом
Основные ценности метафизические, религиозные инструментальные

 

 

Разделение труда в исторической перспективе

торговля
искусство, ремесла    
  скотоводство    
охота      
рыболовство      
собирательство      
  земледелие    

 

направление исторического развития общества – слева направо.

Социальные институты

Социальный институт — устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих некоторую сторону человеческой деятельности и организующих эту сторону жизни как систему ролей и статусов.

Примеры социальных институтов:

• род

• семья

• государство

— армия

• институт науки

Социальные институты первобытнообщинного строя (род, большая семья) базируются на жестко предписанных ритуалах и обычаях поведения, как правило, религиозного характера; современные социальные институты характеризуются большей независимостью от морали, приятием нон-конформизма




infopedia.su

Дайте характеристику традиционного, индустриального и постиндустриального общества.

Традиционное, или доиндустриальное общество, в соответствии с технологическим подходом, характеризуется ручным трудом и примитивной техникой, высоким удельным весом сельского хозяйства во всем общественном производстве, незначительными размерами производства на душу населения, медленным техническим прогрессом. Его отличает также иерархическая социальная структура с низкой социальной мобильностью. Доиндустриальное общество – это аграрный мир с господством деревни и традиционного образа жизни. Определяющую роль здесь играют собственники земли, священнослужители (духовенство), армия. К этой стадии технологического развития относят всю историю человечества вплоть до Нового времени.

На протяжении ХVI–ХVIII веков в Европе осуществлялся переход к индустриальному обществу. Этот процесс получил название модернизации. Под воздействием технических, социально-экономических и культурных достижений европейской модернизации переход к индустриальному обществу начал приобретать глобальный характер.

Индустриальное общество характеризуется определяющей ролью промышленности в системе общественного производства, господством машинного производства, массовым товарным производством, технологическим разделением труда, высокой концентрацией производства и рабочей силы, высоким уровнем социальной мобильности. Развиваются товарно-денежные отношения. Господствует строгий экономический расчет. Промышленное предприятие полностью отделяется от домашнего хозяйства. Урбанизация (рост городов и их определяющее значение в жизни общества) является еще одной важной чертой индустриального общества. Основой развития здесь становится научнотехнический прогресс, подкрепляемый духом предпринимательства, конкуренции, рациональностью (расчетливостью) поведения.

С позиции технологического подхода капитализм и социализм – это всего лишь разновидности индустриального общества. Следующим после него этапом развития становится постиндустриальное общество.

Термин «постиндустриальное общество» принадлежит американскому социологу Д. Беллу. Постиндустриальное общество приходит на смену индустриальному во второй половине ХХ века под воздействием научно-технической революции. Первоначально этот процесс начался в США, затем охватил страны Западной Европы и Японию. В процесс перехода к постиндустриальному обществу быстро стали втягиваться и другие индустриальные страны.

В постиндустриальном обществе экономику, основанную на производстве товаров, сменяет экономика услуг. Идет сокращение числа занятых в производстве – не только сельскохозяйственном, но и промышленном. Применяются ресурсосберегающие технологии, которые обеспечивают повышение производительности труда и качества продукции. Определяющую роль в процессе производства здесь играют специалисты, техники, менеджеры. Происходит, как считают сторонники этой концепции, «революция управляющих (менеджеров)»: роль управляющих корпорациями становится более важной, чем роль собственников капитала. Резко возрастает общественное значение научного знания и информационных технологий. Многократно увеличиваются капиталовложения в отрасли, которые определяют научно-технический прогресс, или в наукоемкое производство. Появляются комплексные научно-производственные объединения, которые соединяют науку, производство, образование, обслуживание производимой наукоемкой продукции.

Под воздействием научно-технической революции складывается новый тип работника. Это высококвалифицированный специалист, который ориентирован на постоянное повышение своих профессиональных знаний и умений, на непрерывное образование. Высокое качество работника включает не только его квалификацию, но и здоровье, психическое состояние, морально-волевые качества, общую культуру. В постиндустриальном обществе усиленно развивается индустрия благосостояния, нацеленная на удовлетворение потребностей людей. Все больше средств расходуется на развитие образования, здравоохранения, транспорта, сферы досуга.

Развитие современной культуры, характерной для постиндустриального общества, основывается на широком использовании электронных средств и процессов массовой коммуникации. Формируется информационное общество, технико-технологической основой в котором становятся компьютеры, телевидение, спутниковая связь и Интернет. Информация становится наиболее значимым ресурсом; производство и потребление информации выступает важнейшим видом деятельности. Информационные и телекоммуникационные технологии становятся основой не только экономики, но и других сфер жизни людей, а информационная среда, наряду с социальной и экологической, – важнейшей средой обитания человека.

ingvarr.net.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *